Существует легенда. Давно это было. В городе Ярополче жил владетельный князь Кий. Жестоко обращался он с подвластным народом. Невзлюбили его ярополчане. Однажды князь со своим слугою отправился на охоту за реку Клязьму. На обратном пути благополучно переправился он через Клязьму, да завяз в непроходимых топях у стен Ярополча. Послал тогда Кий слугу звать ярополчан на подмогу. Однако ярополчане не спешили помогать ненавистному князю., а взойдя на городские валы, злорадно кричали: "Вязни, Кий! Вязни, Кий!" Так Кий и завяз, а местность под стенами Ярополча с тех пор зовется Вязниками.
Так это было или не так - установить трудно, да и имя князя Кия теряется во времени. А вот город Ярополч действительно существовал. У стен его выросла Вязниковская слобода, названная так по большому количеству произраставших здесь некогда, да и сейчас еще встречающихся, могучих вязов. Даже на гербе Вязников изображен этот вяз. А история города уходит в далекое прошлое.
Местность, где находятся современные Вязники, была обжита еще в эпоху нового каменного века - неолита - около 5000 лет назад. Шло время. Сменялись поколения. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры недалеко от современных Вязников возникло дославянское поселение. Жили в нем представители Угро-финских племен, предположительно меряне.
В Х веке на территории мерянского поселения появляются славяне, а в составленном в конце XIV века "Списке русских городов дальних и ближних" среди залесских, лежащих в междуречье Волги и Оки, городов Московский Руси уже упомянут возникший в 1135 - 1138 гг. город Ярополч. Место для него было выбрано на правом крутом берегу реки Клязмы. Город, площадью в 2,8 га, окружали крепостные валы высотой в 5 метров. На валах стояли бревенчатые стены длиной до 2 км. В него вели въездные ворота с башнями .
В первой половине и середине XII века Ярополч являлся крепостью княжеской застройки, входившей в состав окраинных крепостей Владимиро-Суздальской Руси, таких, как Гороховец, Стародуб. Управлял городом-крепостью княжеский наместник, живший в его детинце. Рядом с детинцем располагался торгово-ремесленный посад. Жившие в нем мастера - металлурги, кузнецы, ювелиры, костерезы, камнерезы, гончары, деревообработчики обменивались своими изделиямис другими городами и селами Владимиро-Суздальской Руси, торговали с Киевом, Крымом, Византией, Прибалтикой, Волжской Булгарией. Одновременно с ремеслом и торговлей ярополчане занимались сельским хозяйством, продолжали рыболовство и охоту.
Так бы и жил Ярополч, если бы не нашествие татаро-монголов на Муром, Мордовскую землю, Гороховец в 1239 году. Не помогло оказанное ярополчанами сопротивление. Город был сожжен и разграблен. Жители были частично перебиты, частично уведены в рабство. Только чудом уцелевшая небольшая часть ярополчан вернулась на родное пепелище. Но возродить древний Ярополч они не смогли.
В 1389 году в договорной грамоте московского князя Василия Дмитриевича с князем Владимиро Андреевичем о разделе между ними северо-восточных земель говорилось: "А ци каким делом отоимется от тобе Ржева и дати ими тобе во Ржевы место Ярополча да Медуши". Это было новое упоминание о новом Ярополче, основанном на взгорье недалеко от древнерусского города с тем же именем. До начала XVII в. Он не играл какой-либо значительной роли. Документы молчат о нем. Заметное оживление в его жизни относится к XVII веку.
Борьба России против иностранной польско-шведской интервенции в начале XVII века не могла не затронуть Ярополч, находившийся на государевой ямской дороге Москва - Нижний Новгород. Когда в 1608 году на Руси образовалось два политических центра - в Тушине, где находился Лжедмитрий II, и в Москве, в которой был царь Василий ШуйскийЮ ярополчане, как говорится в документе того времени, "Всилию Шуйскому учали крест целовати". Эта приверженность правому делу проявилась и во время создания народного ополчения 1612 года. Весть о его создании и о сборе нижегородским посадским человеком Кузьмой Мининым средств на него распространились по всем ближайшим к Нижнему Новгороду городам. Дошла она и до Ярополча, жители которого откликнулись на патриотический призыв нижегородцев. Через Ярополч из Суздаля в Нижний Новгород в октябре 1611 года проскакал во главе своего отряда князь Дмитрий Пожарский. Часть ярополчан влилась в этот отряд, вступив затем и в ряды народного ополчения.В октябре 1612 года Москва была освобождена от интервентов, а в начале 1613 года проходивший в ней Земский собор избрал на царский престол Михаила Федоровича Романова. Одним из первых его действий была передача Ярополча князю Ф.И. Мстиславскому. Для Ярополча наступил новый этап развития.
Город Ярополч являлся административным центром Ярополческой волости. В нем правили воеводы, заседавшие вместе с думными дьяками в приказной избе. По соседству находилась губная изба. В ней велся царский суд. Были в городе и другие учреждения - казенный амбар, пороховой погреб, государев кружечный двор, заводской двор, съезжая изба, замляная тюрьма. Все они располагались на центральной улице Ярополча. А на городской площади, где собирались ярополчане, находились писцы - площадные подъячие. Население Ярополча было незначительным. В 1677 году в нем проживало всего 133 человека. Были среди них служилые люди, пушкари, стрельцы, крестьяне, торговцы.
|